Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ |
Ирина ГодуноваСемейная расстановка. Психотерапевтический феноменМужчина спрашивает женщину: «Мы вместе восемь лет. Ты помнишь, когда полюбила меня?» «Вначале была влюбленность. Потом хаос и непонимание. И только когда в моей душе установился порядок, пришла любовь. На это мне потребовалось около пяти лет», – ответила женщина. Каждый человек мечтает о любви, каждая семья хочет жить в мире и гармонии. Что мешает и как этого достичь? Ответ приходит вместе с пониманием силы нашей включенности в истоки – ту семью, из которой мы родом. На глубоком бессознательном уровне мы связаны в единое целое с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками и всеми, кто жил раньше. Влияние этих связей можно увидеть благодаря методу системной психотерапии «Семейная расстановка». Берт ХеллингерАвтор метода Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии. По образованию богослов и философ, он долгое время работал католическим священником в Южной Африке, там же начал изучать психотерапию. Решение изменить свою судьбу пришло к нему, как ответ на вопрос: «Что для тебя важнее: идеалы или человек?» Он выбрал человека и нашел то, что помогает каждому, независимо от места и времени рождения. В «Семейной расстановке», как новом направлении системно-семейной психотерапии, аккумулированы опыт и техники гипнотерапии, поведенческой терапии, психодрамы, гештальттерапии, системной терапии, психоанализа... Теория Хеллингера выросла из многолетней практики, любое ее положение многократно подтверждено на тысячах конкретных примеров. Она проста и понятна. Как все гениальное. Базовые положения «Семейной расстановки»В основе «Семейной расстановки» лежит понятие порядок как первоначальный принцип. «Порядок сильнее любви», – утверждает Берт Хеллингер. А терапевт Марианна Франке-Грикш дает простой образ, объясняющий принцип отношений в этой связке: «Порядок – это сосуд. Любовь – это вода. Если разбить порядок, любовь утечет». Порядок является правильным, когда:
Берт Хеллингер считает, что к системе относятся следующие лица: • ребенок, его родные и сводные братья и сестры, живые и умершие, мертворожденные и абортированные. Это самый низкий уровень; • родители, их родные и сводные братья и сестры, умершие и мертворожденные (иногда абортированные); • бабушки, дедушки, иногда кто-нибудь из их родных братьев и сестер и редко – сводных; • прабабушки и прадедушки; • не родственники, люди, в результате какого-то события ставшие причастными к системе: предыдущие партнеры родителей и прародителей, отец или мать сводных братьев и сестер. Те, кто получил наследство в результате ранней смерти члена системы или был лишен наследства. Те, с кем обошлись несправедливо, получив при этом значительную прибыль, например, наемные работники. Жертвы насилия или убийств, которые были совершены членами семьи. Особенно важны в системе лица, у которых была тяжелая судьба, с которыми обошлись несправедливо, или же они были изгнаны, пропали без вести, отданы на воспитание в чужие руки, презираемы и забыты. Семейное полеРебенок и его родители связаны на клеточном уровне. В свою очередь, родители связаны со своими родителями. Все, кто жил раньше, и мы, живущие ныне, представляем единое целое, которое Хеллингер называет «семейным полем» или «семейной душой». Наиболее известны в области полей работы английского биолога Руперта Шелдрейка. Каждая структура Вселенной, будь то организм или система, живет в морфическом поле, которое хранит всю важную информацию о системе. Каждая часть этой структуры, каждый член системы или же каждый индивид в организации имеет часть знаний об общем и все важные подробности. Вследствие этого, считает Шелдрейк, «наша собственная память находится не в нашем мозге», а в поле памяти системы. Морфическое поле обладает:
Все эти четыре аспекта относятся и к семейному полю, которое проявляет себя в процессе расстановки через движения и чувства заместителей. Как это происходит?Обычно семейная расстановка проводится в группе, хотя возможна и индивидуальная терапия. Клиент выбирает для себя и для важных членов семьи заместителей из участников группы и расставляет их, исходя из движений тела или следуя своему образу. Терапевт опрашивает заместителей (иногда нет, доверяя только их движению) о телесных ощущениях, чувствах и восприятии. А далее начинается процесс, в котором тело служит резонатором и точным носителем информации о мире. Через движения тела и ощущения заместителей можно увидеть, куда течет любовь в нашей системе, или где течение любви блокировано, в каких переплетениях судеб рода мы находимся. Реальность бессознательного становится зримой, очевидной. Становятся видны причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, проясняется возможность исцеления и улучшения сложных ситуаций. Какие основные проблемы помогает решить расстановка?Все те, что мешают человеку быть счастливым и радоваться жизни. Тяжелые отношения между родителями и детьми, запутанные отношения в паре, алкоголизм, наркомания, инцест, депрессия, тяжелые болезни, самоубийства, бесплодие, приемные дети и т. д. Расстановка показывает реальность, дает толчок к изменению, но главный результат зависит от самого человека, от его готовности к духовному росту, мужества и смирения. Приведу несколько тем, наиболее часто встречающихся во время расстановок. Невротик: без вины виноватый На приеме у терапевта красивый мужчина могучего телосложения, но как только он начинает говорить, по тону голоса и построению фраз в нем чувствуется виноватый ребенок. В его семейной истории отец издевался над матерью, один дед бросил беременную жену, другой сменил фамилию… Пытаясь исправить неосознаваемую чужую вину, этот человек прожил очень тяжелую жизнь и много страдал. Расстановка позволила увидеть корни проблемы.
В расстановках часто сталкиваешься с тем, что неизлечимые детские болезни, такие как микроцефалия или ДЦП, связаны с системной виной. Проблема начинает разрешаться только, если удается вернуть с помощью терапевта вину туда, где находится ее место в системе. «Лучше я, чем ты» Часто причиной смертельной болезни является внутреннее решение, принятое в отношении любимого человека, которое можно выразить так: «Лучше умру я, чем ты!», «Я сделаю это вместо тебя». На одном из курсов Хеллингера, участница, больная множественным склерозом, увидела себя на коленях перед постелью парализованной матери. Она говорила ей: «Дорогая мамочка, лучше я, чем ты». Молодая женщина после этого почувствовала, что освободилась от тревоги и обрела гармонию с собой и собственной судьбой. «Я последую за тобой» Эту историю я услышала от знаменитого немецкого психотерапевта Гунтхарда Вебера: «На семинар пришла семейная пара, имеющая, кроме собственных, приемного ребенка. «Девочка знает, что она приемная?» – спросил Берт Хеллингер. – «Да». «А что с ее родной матерью?» – «Она прочитала о нашей семье в газете, выйдя из роддома, принесла к нам ребенка и оставила его на пороге нашей квартиры. А потом покончила с собой, спрыгнув с моста». – «А вы рассказали девочке об этом?» – «Нет, что Вы, это слишком трагично, мы не можем»… – «Она и так все знает!», – сказал Хеллингер. И тогда женщина, побледнев, рассказала о происшествии, случившемся пару недель назад. Семья отправилась в горы на пикник. И пока шли приготовления, приемная мать упустила девочку из виду, а когда кинулась искать, то обнаружила ее стоящей на краю пропасти. Девочка стояла, закрыв глаза и раскинув руки. Заметив приемную маму, она мечтательно произнесла: «Как бы хорошо прыгнуть вниз и полететь»… Отказ принять (уважать) собственных родителей Кто смог принять своих родителей, таких, какие они есть, говорит Хеллингер, «тот в ладу с собой, ощущает себя целым и обладает полнотой силы обоих родителей». Не принимая и не уважая родителей, человек не может уважать жизнь, которую он от них получил. Это значит, в жизни мало или нет смысла, она растрачивается впустую. Только смиренное принятие и благодарность родителям за жизнь освобождает и исцеляет. Результаты расстановок
ЗаключениеВ нашей стране, как и во всем мире, популярность системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера непрерывно растет. Хеллингер считает, что «помощь – это искусство», и, будучи великим мастером, часто рассказывает истории. Эта история о том, как быть полезным в помощи. Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше». В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу. Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет слово, в котором есть сила». И если тогда придет к нему другой, учителя он обнаружит там, куда ему самому нужно, — это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели». И добавил: «В середине легко». 1. Хеллингер Б. Порядки любви. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.2. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 3. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений ВШП, 2004. 4. Шутценбергер А.А. Синдром предков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 5. Вебер Г. Два рода счастья. Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений ВШП, 2005. 6. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. – М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений, ВШП,2005. 7. Франке-Грикш М. Ты с нами. – М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений, ВШП,2005. 8. Кучера И., Шэффлер К. Что же со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка. – М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений, ВШП,2007. http://journal.60parallel.org/ru/journal/2007/24/216 | |||
Просмотров: 1282 | | |
Всего комментариев: 0 | |