Главная » Статьи » ТЕАТР

Валерий Носик о трудностях малой роли




С пьесами в одном акте столкнулся еще в самодеятельной студии ЗИЛа, играл в "Лене" С.Антонова. Позже играл Александра в "Беде от нежного сердца", Ятя в "Свадьбе". Переиграл множество эпизодов. И сейчас в "Береге" Ю.Бондарева играю эпизод - Веселого Алекса.
В работе над малой ролью огромное значение имеют все элементы актерской техники. Что особенно важно - шлейф роли. Я его должен найти обязательно. И не распределить по роли, а все им пропитать. В большой роли шлейф тянется и отыскивается на всем протяжении роли, прорываясь то тут, то там. Материала о тебе, о твоей роли много. В малой роли я буквально вгрызаюсь в свой текст, по крупицам добывая все, что поможет в работе. Тут нельзя пропустить не то что слово - букву.
И так же я вчитываюсь в текст всех партнеров - кто, что, почему и когда говорит обо мне, как он меня воспринимает? Мне надо точно знать, что зритель про меня знает и чего он не знает. Но, как правило, в малой роли для этого и материала мало.
Я должен выстроить свою пьесу, где моя роль - главная в том смысле, что без меня партнеры не могут. Моя роль в этой малой пьесе движет все действие.
Необычно важна также моя связь с партнерами. Причем в малой пьесе, в эпизоде должна быть найдена определяющая мысль, определяющая фраза.
Она решает все отношения, становится главной для партнера, с которым я непосредственно связан в диалоге, в сцене, и главной для всех остальных, для спектакля. Как правило, для меня, по крайней мере, эта фраза определяется шлейфом роли - и он в ней прорывается наружу.
В процессе работы над малой ролью актер, как нигде больше, ощущает повышенную ценность каждого слова. В большой роли есть общее решение. Оно главное. И в процессе исполнения, когда играешь, - над каждой фразой можно как бы не задумываться.
Не случайно в большой роли актер иногда выбрасывает слово, а иногда и целую реплику:"Зачем она?" В эпизоде он не отдаст и слова. В маленькой роли актер живет каждой буквой, каждым междометием.
Нужна повышенная степень точности. Необходимо абсолютно точно знать: что нужно для пьесы, для режиссера, для партнеров и для тебя.
Связь с партнерами - и в разработке роли, и когда играешь - должна быть нерасторжимой. Если ты "попадаешь" в партнера, то и партнер дает тебе играть, тогда мы оба работаем на пьесу, на спектакль. Значит, мой посыл партнеру должен быть насыщенным. Вот поэтому в малой роли я должен выстроить свою пьесу.
Роль воображения, фантазии в малой роли - исключительная. Важно - откуда рождается содержание слова и содержание пластики. Мне нужно выйти на сцену, драматург пишет:"Выходит такой-то". Но что за этим - "влетел", "вполз", "приплелся" и т.п.? То же - "сел": "плюхнулся", "расселся", "присел на краешке", "уютно устроился", "угнездился"? А мне именно нужна эта точность. Для себя и для пьесы. Отсюда обостренное внимание к деталям, ко всем мелочам. Мелочей в буквальном смысле слова нет.
В малой роли исключительно значение темпоритма. Даже если играешь медленно, надо жить на космических скоростях. Что-то пропустишь, где-то не поставишь необходимый акцент - и провал, роль уже не собрать.
В большой роли есть и должны быть перепады: вверх - вниз, где-то усиление, где-то ослабление. В малой роли - нет, нельзя. Конечно, есть определенный рисунок, но актерское самочувствие - другое, без расслаблений.
Необыкновенно важно значение первого появления, первой фразы.
Нужен ли особый настрой на малую роль? Обязателен. Если он есть - есть радость.

Б.Докутович "Загадки малой драматургии", 1989
Категория: ТЕАТР | Добавил: diana (08.05.2012)
Просмотров: 835 | Теги: малая роль, актерское мастерство, Валерий Носик, театр | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]