Эджертон С. Линейная перспектива и западное сознание // Культуры — диалог народов мира. 1983. №4.
Почему Запад так стремительно начал в XVI веке Обгонять остальной мир? Почему Китай и мусульманский Восток, две цивилизации, на протяжении почти всего средневековья шедшие впереди в области науки и техники, вдруг начали заметно отставать, когда христианская Европа вступила в эпоху Ренессанса? Почему цивилизация Китая, пробудившаяся к творческой активности гораздо раньше западной, не совершила революции в науке?
Не странно ли это? Несмотря на раннюю культурную зрелость, китайцы даже в период своего расцвета так и не дошли до открытия научной основы линейной перспективы. А это главное, ибо она совершило подлинный переворот и в искусстве, и в науке, и в практике. Просто удивительно, как китайцы умудрялись изготовлять великолепные механизмы по чертежам, не имевшим перспективы.
Западная цивилизация многим обязана античной науке геометрической оптики. Греческие математики Евклид и Птолемей установили, что световые лучи сходятся на поверхности глаза в форме конуса и, следовательно, изображение предметов на бумаге должно подчиняться строгим геометрическим законам. Интересно, что наследие классической оптики извлекли из-под развалин Римской империи арабы. Выдающиеся ученые Альгазен и Авиценна продвинули эту науку дальше Евклида, Птолемея и Галена. Тем не менее, в мусульманском мире никому не приходило в голову использовать эти открытия в живописи, поскольку фигуративное изображение в искусстве трактуется исламом как посягательство на художество Божие. Восточное искусство было создано для ублажения высокородной знати. Считалось, что оно должно обращаться к субъективному началу — к сердцу, а не к объективному разуму.
Покинувшие к XII веку Испанию и Сицилию арабы оставили после себя научные труда Аристотеля, Евклида, Галена и других античных мыслителей, математиков и естествоиспытателей с комментариями арабских ученых. Это богатое наследие сразу привлекло к себе внимание Запада и целая армия монахов-переписчиков стала переводить доставшиеся сокровища на латынь, с особой настойчивостью изыскивая тексты по оптике. Чем же привлекала христианский Запад сугубо физическая наука?
Христианство — единственная мировая религия, которая столь упорно и последовательно стремилась поставить под свой контроль все проявления человеческого гения. И науку отцы церкви стремились поставить на службу религии. Достижения науки оптики они хотели сообразовать с богооткровенной истиной. Жесткий контроль со стороны христианской церкви в данном случае способствовал творческому подъему искусства и науки.
Роджер Бэкон, францисканский монах XIII века, ничего пока не знавший о линейной перспективе, прекрасно понимал дидактические возможности изобразительного искусства, опирающегося на законы геометрии, в деле популяризации догматов церкви. Группу художников-новаторов во главе с великим художников эпохи Возрождения Джотто он наставлял в духе использования геометрической оптики при изображении на полотнах библейских сюжетов с наибольшей для зрителя достоверностью. Он предлагал изучать “Начала” Евклида так же тщательно, как и труды отцов церкви.
Неудивительно, что в XIV веке человечество стало свидетелем беспримерного внедрения математики во все области жизнедеятельности общества. Даже Бога пытались представить великим геометром, который сотворил мироздание по точным математическим законам. Центром распространения нового стала Флоренция, где в это время была изобретена двойная бухгалтерия. Она позволила не только улучшить счетную систему, но и дала предпринимателям исключительные возможности пускать свой капитал в оборот с небывалой выгодой. Были разработаны новые методы прокладывания торговых путей на картах Средиземного моря, что резко сокращало риск убытков. Появились механические часы, а с ними и упорядоченный трудовой день, не зависевший более от капризов солнца. Зародилась новая система земледелия; и зерно стали засевать на геометрически правильных участках, что способствовало увеличению урожая. И так можно продолжать до бесконечности.
Ни в Китае, ни в странах ислама в то время не было подобного такому всеобъемлющему использованию математики для решения практических проблем и одновременно для прославления божественного замысла.
Открытие западноевропейскими художниками преимуществ сходящихся линий сетки на художественном полотне — этой предшественницы линейной перспективы — совпало по времени с появлением системы долгот и широт для изображения земной поверхности. Хотя внезапное появление на Западе картографической системы, построенной на принципе условного разделения земной поверхности на геометрические квадраты, было задолго предварено Востоком. Однако ни китайцы, ни арабы, изучившие научное наследие античных математиков и продвинувшие их идеи дальше, никогда не связывали картографический метод с искусством.
Почему Америку открыл Запад? Ведь уровень навигационной техники китайцев и арабов ни в чем не уступал европейскому, что подтверждается мощной морской экспансией двух культур в бассейне Индийского океана в XV века. Почему все же не было китайского или мусульманского Колумба? Может быть потому, что ни в Китае, ни на мусульманском Востоке не сложилась традиция рассматривать картину как дидактическое средство, а потому не возникла связь между искусством и законами природы, с математической точностью объясняющий устройство мироздания.
Открытие линейной перспективы в живописи несколькими годами предваряет изобретение печатного станка в Европе. Еще одно чудесное совпадение, учитывая, что в Китае книгопечатание существовало за много веков до этого. Союз перспективного изображения и печатного слова привел к подлинной революции в области массовой коммуникации. Трудно переоценить значение иллюстрированных учебных пособий в развитии европейской культуры XVI века. Отныне неизмеримо большее число смогло обучаться основам науки и искусства. Поэтому не приходится удивляться, что в течение какой-то сотни лет Европа дала миру таких гигантов, как Галилей (не случайно он был родом из Флоренции), Кеплер, Декарт, Ньютон и Линней.
|