Правила Ордена всадников Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского
Я, Раймонд де Пюи, слуга нищих Христовых и страж
Странноприимницы Иерусалимской, с предварительно рассужденным согласием братьев
моих и всего Капитула, утвердил следующие правила в странноприимном доме св.
Иоанна Крестителя в Иерусалиме.
I. Каждый брат, который приемлется и вписывается в сей Орден, свято хранит три
обета: обет целомудрия, послушания и добровольной нищеты без собственного
стяжания.
II. И да не приемлет он большего, чем требуется ему для существования; и да
будут одежды его скромны, подобно скромности Господа нашего, слугами коего
называем мы себя. Ибо недостойно слуги пребывать в роскоши и гордыне, когда
Господин пребывает в скромности и смирении.
III. И да будут его речи достойны; и пусть служат священники в церкви службы в
белых одеждах, и да будет в церкви постоянно свет, как ночью, так и днем, и
должно священникам посещать больных, неся им плоть Господню.
IV. И ежели вынуждены братья по делам ехать в город или замок, то не должно им
путешествовать в одиночестве, а только вдвоем или втроем, и не с теми, с кем
они сами пожелают, но с теми, кого им назначат; и по прибытии должно оставаться
им вместе. И пусть не творят они ничего, что смутит окружающих, а только то,
что доказывает их святость. И когда они будут в церкви, или доме, или каком еще
месте, где есть женщины, пусть они сохраняют скромность. И не должно женщинам
омывать им головы, ноги или застилать постель. И пусть Господь хранит их от
этого.
V. И должно братьям, как духовным, так и военным, собирать пожертвования в
пользу бедных. И будучи в поисках крова и пищи, должно им обратиться в церковь,
а иначе приобретать ровно столько, сколько им требуется, и ничего боле.
VI. И должно им в кратчайшие сроки передавать собранные пожертвования главе
обители, коему вменяется в обязанность также взимать треть доходов с обителей,
и все это вкупе передавать бедным.
VII. И не должно братьям, к какой бы обители они не принадлежали, выступать с
проповедями или собирать пожертвования, ежели не получили они на то прямого
указания. Но пусть получают посланцы кров, и пищу, и свет в любой обители.
VIII. И не должно братьям носить яркие одежды и меха животных. И не должно им
потреблять пищу более двух раз вдень, а по средам и субботам - вкушать мясо,
кроме тех, кто слаб или болен. И не дозволяется им также спать обнаженными.
IX. Но если один из братьев (да не случится такого никогда) впадет в греховное
прелюбодейство, позже сохранив сие в секрете, то пусть это так и останется тайной;
на него же должна быть наложена соответствующая епитимья. Однако, если об этом
станет известно и будут представлены неопровержимые доказательства, то в
городе, где это свершилось, после воскресной мессы, когда люди будут покидать
церковь, должно высечь виновного розгами или ремнями пред лицом других братьев.
И должен он быть изгнан из нашего братства. И ежели затем Господь просветлит
душу этого человека, и он вернется в Братство, признав себя виновным и
раскаявшись во грехе, он должен быть принят обратно, но в течении последующего
года с ним будут обращаться, словно с чужаком, и наблюдать за ним.
X. И ежели один из братьев вступит в спор с другим, и до прокуратора обители
дойдет жалоба по этому поводу, епитимья должна быть следующей: он должен
поститься в течение недели, в среду и пятницу лишь на хлебе и воде, и есть без
стола, прямо на земле. А ежели один брат ударит другого, то он должен поститься
в течение сорока дней. Если же брат покинет обитель самовольно и после
вернется, то он должен в течение сорока дней есть на голой земле и поститься по
средам и пятницам, питаясь лишь хлебом и водой; и пусть в течении срока,
равного времени его отсутствия, обращаются с ним, равно как с чужаком.
XI. И должно во время трапезы соблюдать тишину, и не дозволяется пить после
повечерия. И также должно соблюдать тишину в постелях.
XII. И ежели брат не будет вести себя должным образом, и будут ему сделаны два
и более замечаний, а он, искушенный Дьяволом, не исправится, должно послать его
пешком с письменным докладом о его прегрешении в магистрат, где он будет
наставлен на путь истинный. И для этого должно выдать ему сумму денег,
достаточную для того, чтобы он пришел сюда. И также не дозволяется рыцарю бить
оруженосцев за любые провинности, которые те могут совершить; но то должны
решать все братья . И пусть правосудие всегда свершается в полной мере.
XIII. И ежели один из братьев сокроет от главы обители деньги, а после они
будут найдены, должно повязать ему этот кошель на шею и прогнать обнаженным
через Иерусалимский Госпиталь или то место, где он обитает. Затем должен он
быть несильно побит одним из братьев и поститься в течение сорока дней, по
средам и пятницам на хлебе и воде.
XIV. И по всем братьям, умершим в обители, должно отслужить тридцать литургий
за душу каждого. И на первой из них каждый из братьев должен поставить по
свече. И если службу будет вести священник не из ордена, то должно предоставить
ему кров и пищу. И пусть все одежды умершего будут отданы бедным. И пусть
каждый из священников прочтет Псалтырь, а каждый из братьев - 150 раз Отче Наш.
XV. И пусть все, сказанное выше, соблюдается с должной строгостью, во имя
Господа нашего, и Девы Марии, и Святого Иоанна.
XVI. И пусть в обители, куда обратиться больной, исповедуется он сперва в своих
грехах священнику; после же пусть уложат его в кровать, и кормят так же, как и
братьев ордена, и ухаживают за ним подобно лорду.
XVII. И если кто-либо из братьев из другой обители будет уговаривать
взбунтоваться против главы обители, да буден изгнан он из нашего братства.
XVIII. И если окажутся вместе двое братьев, и один из них сойдет с пути
истинного, предавшись злу и порокам, то другой не должен рассказывать об этом
людям или Приору; сперва следует дать грешнику шанс искупить свою вину; и ежели
он этого не сделает, то должно наказать его. И только если и после этого
грешник не исправится, должно записать его прегрешения и с этой бумагой
отправить его к главе обители, коий и выберет должное наказание.
XIX. И не следует одному брату обвинять другого, не будучи способным это
доказать; И если один брат обвиняет другого бездоказательно, то он - лжец.
XX. И пусть все братья всех обителей, служащие Госпиталю Святого Иоанна
Иерусалимского, отныне и впредь носят на своей груди и также на плащах своих
крест в честь Господа нашего и Святого Распятия; и пусть преданностью,
трудолюбием и послушанием, как душой, так и телом защищают правоверных христиан
от сил Дьявола. Аминь.