Главная » Статьи » КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
Обычаи и нравы Определение и происхождение обычаев Если мы вспомним все то, что мы знаем из области антропологии и этнографии о примитивных людях и примитивном обществе, то нам нетрудно будет убедиться в том, что первейшая их потребность - просто выжить. Первое, с чего начинают люди, это действие, а не мысль. Любое жизнеотправление связано с той или иной потребностью, которую надобно сразу же удовлетворить. Кажется очевидным, что от своих ближайших предков люди унаследовали инстинкты, которые руководят их поведением. Это может быть вполне правдоподобно, хотя это никогда не было доказано. Если бы мы обладали подобным наследием, то оно контролировало бы и целе-направляло самые первые наши усилия по удовлетворению потребностей.... Потребность обладает принудительной силой воздействия. Удовольствие и боль с двух сторон задают направление, вдоль которого осуществляются наши попытки удовлетворить потребности. Способность организма отличать боль от удовольствия - всего лишь физическая сила. Таким путем происходит отбор подходящих ситуаций и неподходящих ей действий человека. Когда одно и тоже усилие или действие принудительно повторяется много раз, формируются привычки и рутинные навыки. Известно, что борьба за существование происходит не индивидуально, а в группах. Здесь каждый из нас получает выгоду, когда опирается или использует жизненный опыт других. Благодаря этому в сообществе сохраняется только то, что наилучшим образом соответствует ситуации и помогает выживанию. В конечном итоге все адаптируются одинаковым образом к одинаковым целям. Такой способ ададптации, ставший общепринятым, закрепляется в обычаях и становится массовым феноменом. Инстинкты отходят на второй план и получают развитие лишь в связи с обычаями. Индивидуальные привычки (customs) перерастают в коллективные обычаи (folkways). Молодежь обучается им благодаря традициям, подражанию и имитации, а также авторитету. Обычаи универсальны, единообразны в рамках данной группы, императивны и неизменяемы. Со временем коллективные обычаи становятся все более произвольными, позитивными и императивными. Если примитивных . людей спросить, почему обычаи действуют определенным образом в определенных ситуациях, они ответят, что также поступали всегда и наши предки. Страх перед привидениями и духами предков служит своеобразной санкцией, не позволяющей нарушать обычаи. Молодежи внушается, что духи предков рассердятся, если она будет нарушать установленные ими обычаи. Обычаи как социальная сила Операция, благодаря которой создаются обычаи, состоит из часто повторяющихся мельчайших действий. Чаще всего это огромное число согласующихся между собой действий или по крайней мере повторяющаяся одинаковым образом деятельность, при которой индивид лицом к лицу сталкивается с одной и той же потребностью. В качестве непосредственного мотива выступает интерес. Последний продуцирует навык у индивида и коллективную привычку (custom) у группы. Через навыки и привычки интерес управляет поведением множества людей и таким способом он превращается в социетальную силу, определяющую действия социальных классов....
Обычаи возникают бессознательно Обычаи не являются плодом целеполагания или результатом приложения разума человека. Они - продукт действия естественных сил, которые индивид бессознательно приводит в действие. Они напоминают инстинкты животных, которые развиваются вместе с расширением жизненного опыта. В своей завершенной форме, показывающей максимальную адаптацию к окружающей среде, обычай и инстинкт превращаются в интерес. В свою очередь интересу направляются традицией, не терпящей исключений или разнообразия. Даже если обычаи как-то видоизменяются, чтобы группа лучше приспособилась к изменившейся среде, то такое действие совершается в четко определенных рамках и без привлечения рационального осмысления, целеполагания и т. п. Жизнь людей в любом возрасте и на любой культурной стадии подчиняется непреложному действию обычаев, коренящихся в самом раннем опыте расы и имеющих много общего со способами поведения животных. Лишь самый верхний слой коллективных обычаев подвержен изменениям или контролю со стороны философии, этики и религии. Обычаи регулируют все действия людей - умывание, приготовление и употребление пищи, уход за кожей и волосами, способы одевания и передвижения, общения и т. п. С рождения до могилы человек - раб древних обычаев и привычек. В его жизни фактически нет ничего свободного, оригинального, самопроизвольного, как нет прогресса в сторону лучшей жизни, попытки улучшить условия жизни, нравственность или мышление. Все люди поступают одним и тем же образом с незначительными отступлениями и степенью свободы. Обычаи подвержены искажению Обычаи создаются случайно, благодаря иррациональным и неадекватным действиям, основанным на ложном знании. В Молембо чума была занесена после того, как здесь умер португалец. Вслед за этим местные власти приняли все меры к тому, чтобы ни один белый человек не умирал в их стране. На Никобарских островах местный житель умер вскоре после того, как начал заниматься гончарным ремеслом. Естественно, что гончарный промысел был запрещен и никогда более не возобновлялся. Белый человек подарил бушмену трость, орнаментированную кнопками как символом признания и авторитета. Бушмен умер, успев передать трость своему сыну. Но тот вскоре скончался. Его соседи вернули владельцу трость, дабы никто в их племени больше не умирал. С тех пор в крупных городах Мадагаскара не строят зданий из воспламеняющихся материалов. И все это благодаря древнему предубеждению. Однажды эскимос возвращался с охоты без добычи. Чтобы как-то утолить голод, он нашел кусок замороженной собаки. И вот, неся его в руках, он встретил тюленя. Он решил, что кусок замороженной собаки - хорошая примета. С тех пор он, собираясь на охоту, каждый раз прихватывает свой амулет. Подобных фактов существует великое множество. Они выражают образ мысли примитивных людей. Таков привычный склад их мышления: если данное событие наступает после другого события, то первое является следствием, а второе - причиной. Для большинства обычаев наука не нашла разумного объяснения, их корни уходят в бессознательный коллективный опыт примитивных народов. Имеющиеся данные свидетельствуют об иррациональном характере действий, приведших к возникновению обычаев. В писаной истории источником обычая часто служил "исторический прецедент" -тщеславие принцев, уродство королей, капризы демократии, любовные интриги государственных мужей и прелатов. Вредные обычаи Некоторые обычаи являются пагубными, хотя часто они имеют вполне объяснимую причину возникновения. Таков обычай уничтожать вещи умершего человека. При этом предполагалось, что почивший хотел бы жить в ином мире так же, как он хотел жить в этом. Уничтожение вещей умершего (домашней утвари, скота, орудий труда и т. п.) означало потерю капитала. Оно должно было негативно сказаться на интересе к жизни и могло серьезно воспрепятствовать развитию человеческой цивилизации. С таким обычаем мы связываем затраты труда и денег на возведение надгробных памятников, египетских пирамид, храмов, поддержку священников и ритуальных церемоний. Возможно, это та польза, какую приносит цивилизации человеческая смерть. Она символизирует наш интерес к потустороннему миру. Вера в домовых продуцирует в нас такой сильный интерес к потустороннему, который берет вверх даже над земными интересами. Так, существовал запрет на употребление пищи, которая находилась в изобилии. Предполагалось, что подобное поведение может сократить запасы этой пищи. В одном из племен бушменов запрещалось употреблять сырое мясо козы, хотя эти животные представляли собой самое многочисленное поголовье домашнего скота. Там, где существует тотемизм, он всегда сопровождается табу на употребление тотемных животных. Каким бы по форме ни был тот или иной тотемический принцип, по своему содержанию он касается пищевых запасов. У индоевропеской расы существовал обычай освящения коровы - ее запрещалось употреблять в пищу. Тоже самое можно сказать о древних финикийцах и египтянах. В некоторых случаях трудно установить смысл табу на пищу, до того он причудлив. Магомет не ел ящериц, полагая, что они - порождение клана израелевого в измененной форме. С другой стороны, предохранительное табу, запрещавшее убивать крокодилов, питонов, кобр и других живых существ, являлось пагубным для интересов человека, какими бы мотивами оно ни вызывалось к жизни. В южной Индии считалось, что человек, убивший кобру, либо другой вид змеи, будет наказан в этой или следующей жизни одним из трех способов - бездетностью, проказой или воспалением глаз. В тех местностях, где существовали подобные верования, люди были заинтересованы скорее в разведении, нежели в уничтожении змей. Индия дает множество примеров пагубных нравов. Каждое проявление гуманизма доводится здесь до прискорбной крайности. Пожалуй, не найдется иной страны в мире, где было бы такое же количество консервативных традиций. В то же время нет другой страны в мире, где с такой калейдоскопической быстротой менялись бы виды религиозных верований. Каждый год тысячи людей погибают от всевозможных болезней только потому, что религия запрещает им об ращаться за медицинской помощью и прикасаться к тем лекарствам, которые приписывают им наука и врачи. Люди, едва умеющие сосчитать до 20 и не знающие алфавита, скорее умрут с голоду, нежели позволят себе прикоснуться к пище, приготовленной представителями низших каст, до тех пор, пока она не будет освящена служителями культа. Они скорее убьют свою дочь, нежели потерпят её присутствие в доме после 12-13-летнего возраста, когда она по всем правилам должна выйти замуж, обрекая тем самым себя на позор и бесчестье. Подобные нормы должного поведения продиктованы народными нравами (mores). Интерес берет верх над тщеславием. Санкции, налагаемые кастовыми нормами, бойкотируются всеми членами касты. Подобные нормы часто очень пагубны. Частично авторитет касты основан на писаных законах, частично он покоится на легендах и устном предании, частично - на запрещениях священников и учителей, частично - на обычаях и общих правилах, частично - на причудах и субъективном мнении.
Обычаи могут быть "правильными" Обычай - это "правильный" способ удовлетворить интересы всех людей, поскольку он основан на традиции и существует de facto. Обычаи заполняют все пространство человеческой жизни. Они описывают правильный способ организации детской игры или свадебного обряда, выполнения своей роли женой или мужем, поведения на людях и в гостях, общения со своим и с посторонним, действий, необходимых при рождении ребенка, поведения на войне или в совете старейшин. Подобные способы поведения обычно определены негативно -через табу. "Правильный" способ тот, которого придерживались твои предки и который завещан тебе к исполнению. Традиция и есть твоя правомочность. Она не требует от носителя традиции верификации (проверки) обычая своим жизненным опытом. Понятие правильности заложено в самом обычае. Оно не лежит вне его - в каком-то независимом источнике. Когда мы приступаем к обычаю, мы уже находимся в конце анализа. Все что ни происходит в обычае, все является правильным, ибо обычай является тем, что относят к традиции. Посему обычай содержит в себе авторитет духа предка. По существу обычай значит тоже самое, что круг прав и обязанностей, правда их степень различна в разных обычаях. Обязанность сотрудничать с другими людьми во время военных действий важнее, чем в мирной обстановке, и применяемые социальные санкции здесь сильнее, ибо на карту поставлены интересы всей группы. Другие нормы содержат очень слабые элементы обязывающего поведения, так как не ставят под угрозу общие интересы. "Права" - это такие правила поведения, которые не только дают нечто индивиду, но и требует что-то взамен регулируя способ выживания и конкуренции в групповой жизни. Они в буквальном смысле навязываются членам своей группы (in-group), благодаря чему мир доминирует над рознью и враждой. Правила не есть нечто "природное" или "данное от бога". Они не являются абсолютными ни в каком смысле. Групповая мораль в данный момент времени представляет собой совокупность табу и предписаний, закрепленных в обычае, через который только и определяется то, что следует считать правильным поведением. Поэтому нормы морали никогда не могут быть интуитивными. По своей природе они образования исторические, институциональные или, наконец, эмпирические. Философия, политика, права и мораль - все они суть продукты обычаев.
Когда обычаи бывают "истинными" По отношению к определенному миру философии обычаи с необходимостью являются "истинными". Примитивные люди верили, что умершие соплеменники в ином мире становятся душами и живут в потустороннее миру также, как и в посюстороннем. Оба мира похожи; души умерших обладают теми же самыми потребностями, вкусами, страстями и т. п., какими обладают живые соплеменники. Такого рода трансцендентальные понятия служили исходной ментальной экипировкой человечества. Оно скорее верило в судьбу, нежели в рациональные соображения. Живые имели обязательства перед. духами умерших, а последние обладали известными правами по отношению к первым. Духи, кроме того, имели принудительную силу заставить выполнять .живых то, что они хотели. Живым следовало учиться тому, как надо обращаться с духами. На подобном фундаменте возводилось прочное здание философии посюстороннего мира, из которой логически выводилась практика и стратегия повседневной жизни. Когда людей постигали болезни, утраты и напасти, они естественным образом спрашивали: кто виноват в том? И в арсеналах посюсторонней философии всегда находился готовый ответ. В душах людей наступало спокойствие и уверенность в упорядоченности мира. Когда больной спрашивал, почему духи рассердились на меня и что такое сделать, чтобы умилостивить их, философия и тут находила нужный ответ, суть которого состояла в том, что надо уважать и бояться духов предков. Таким образом, все поступки и помыслы людей осуществлялись с постоянной оглядкой на духов умерших, в терминах философии уважения и трепета перед предками. Они постоянно закреплялись тренировкой соответствующих навыков и оформлялись подходящей случаю системой табу. Коллективные привычки и навыки поведения создавали практическую философию благополучия (welfare). Определение нравов Когда такие элементы, как права и истина, принимают завершенную форму доктрины благополучия, обычаи .поднимаются в своем развитии на более высокую ступень. Они становятся источником творческого преобразования и конструктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нравами (mores). Нравы - это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их. Табу По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указывают людям на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхождение от мистического страха перед духами, которые властны наказать живых за неподобающие действия. Однако в состав табу входят и другие элементы: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение окружающих, либо привели к общественному неблагополучию, например, вызвали войну, подорвали здоровье, обернулись пищевым отравлением, послужили причиной сокращения или увеличения населения. Подобные табу буквально пронизаны элементами философии в отличие от повседневных разрешительных правил поведения. И неудивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные туба основывались на том представлении о мире, что человеческая жизнь окружена всевозможными ограничениями и заборами. Поиск пищи первобытного человека ограничен избеганием ядовитых растений. Его физическому здоровью постоянно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хороши, что аккумулировали мудрость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, лечиться от болезней, избегать опасности. Другой тип табу касался того, что являлось неприемлемым или , наоборот, приемлемым для группы в целом - это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, способ ведения войны, обращение с духами предков или имуществом. Они включали в свой состав иные элементы - суждения социальной философии. То были не только мистические, но и прагматические соображения. Табу можно подразделить на два класса: 1) сохраняющие и 2) разрушающие. Цель первых - гарантировать и обезопасить, цель вторых - искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направленные против них как источника зла и опасности для мужчины. Но другая группа табу ограждала женщин ото всего, что было связано с риском и опасностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направляя тем самым ход развития цивилизации. Более точное определение нравов Теперь можно сформулировать более сложное определение нравов. Это способ делать нечто, что в настоящее время служит удовлетворению человеческих потребностей в обществе вкупе с представлениями, верованиями, кодами и стандартами жизненного благополучия, которые порождены таким способно, генетически связаны с ним. Нравы выражают специфический тип характера (этоса) общества, либо исторического периода. Они определяют стиль мышления во всех сферах, возвращают людей из мира абстракций в мир действий. Они предваряют любые акты мышления и рефлексии, служат регуляторами политического, социального и религиозного поведения индивидов. Лишь после того как человек бессознательно подчинился тому или иному нраву, он осознает, после определенных размышлений, что именно с ним произошло. Они не зависят от субъективного произвола и желаний отдельного человека, но вместе с тем не являются чем-то таким, что напоминает действие природных законов. Ритуал Ритуалом называется процесс, благодаря которому нравы устанавливаются в обществе и получают свое развитие. Ритуал настолько чужд нашим нравам, что часто мы отказываем ему в каком-либо влиянии или власти. А в примитивном обществе он между прочим являлся господствующей, самой массовой формой человеческой активности. Первобытная религия - целиком вопрос ритуала. Ритуал - законченная форма тренировки и отрепетированных навыков, которые произошли от такой тренировки. Действия, освященные авторитетом, повторяются механически без вмешательства рассудка в осмысление того, что есть ритуал. Младенцы, воспитанные в лоне ритуала, никогда в жизни уже не могут избавиться от него. Гальтон вспоминал, какое сильное впечатление произвела на него чисто ритуальная идея Магомета о том, что левая рука важнее правой в религиозном плане. Он не мог забыть ее до старости. Мы видим огромное влияние ритуала в воспитании человеку хороших манер, ухаживании и сватовстве, проявлении вежливости и учтивости как, впрочем, и во всех других формах предписанного поведения. Этикет есть социальный ритуал. Ритуал непросто вплести в ткань обыденного поведения, так как он базируется на детально прописанных правилах и их пунктуальном соблюдении. Ритуал не терпит отклонений и нарушений. Чем строже дисциплина, тем сильнее власть ритуала над нашими действиями и характером. Дрессировка животных и обучение детей основаны на строгом выполнении одного и того же, рутине и однообразном повторении. Здесь нет места нерегулярности. Ритуал связан с символами, словами, жестами и знаками. Ритуал укрепляется ритмическими действиями, лучше всего, музыкой. Смена дня и ночи формируют у человека ритмику активности и покоя, труда и досуга. В нее вовлечены огромные массы людей, которым ритмичность и ритуал помогают успешнее бороться за существование. Ритуал воплощает идеи целесообразности, полезности и благополучия. Правда, со временем он вырождается в нечто поверхностное, а его смысл теряется вовсе, либо перестает осознаваться. Такое можно сказать о терапевтической функции ритуала в примитивном обществе, которая сохранилась по сею пору. Движения пациентов направляются правилами обряда, который содержит в себе элементы мистики. Все ритуалы суть церемонии и торжественные действия. Они обладают свойством становиться сакральными. Ритуал невозможно себе представить без психологического внушения. Оно заложено в нем заранее. Действие ритуала основано на внушении чувств, но не рассудочного учения. Ритуал тем сильнее, чем более поверхностным и лишенным мысли он является. Первобытная религия ритуалистична, но не потому что религия порождает ритуал, а потому что ритуал создает религию. Ритуал это то, что должно делаться, а не то, что должно мыслиться или чувствоваться. Человек всегда может выполнить предписанное действие, но он не всегда осмысляет то, что предписано, особенно в детстве. У браминов ритуализированы все повседневные действия и профессиональные занятия. Они посвящают ритуалам два часа утром, два часа вечером и час в середине дня. Ритуальная сторона нравов Нравы - это социальный ритуал, в котором мы участвуем бессознательно. Такие повседневные проявления, как часы работы, семейная жизнь, сексуальная жизнь, пристойность, путешествия, каникулы, образование, посещение библиотеки и другие детали нашей жизни подпадают под категорию такого ритуала. Каждый поступает так, как поступает всегда. Все множество ритуалов приучают нас к дисциплине, поддерживают в нас рутинные навыки и действия. Если бы перед каждым обыденным действием мы задумывались бы, строили его рациональную модель, груз социальной жизни был бы для нас невыносимо тяжел. Сокращенный перевод по: Sumner W.G. Folkways and Mores // A Workbook and Reader in Sociology /Ed. by L.F.Bouvier. Berkeley, California, 1970. P. 66-73. | |
Просмотров: 5457 | | |
Всего комментариев: 0 | |