Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРА |
Из сборника «Эстетические исследования:
методы и критерии». М., 1996 Неужели все тексты Кафки обречены
оставаться чем–то единственным в своем роде и рассказ служит в них лишь выявлению
общего значения? Рассказ, повествование — это мысль, ставшая последовательностью
недоступных постижению событий, а его значение — это та же самая мысль,
пробивающаяся через непостижимое как пронизывающий ее здравый смысл. Принимая
сторону истории, мы проникаем во что–то непрозрачное, в чем не отдаем себе
отчета. Истинное прочтение становится невозможным. Читатель Кафки насильственно
превращается в лжеца, и не только в лжеца. С этим связаны состояния тоски, вызываемые
искусством этого рода. Рассказы Кафки представляют собой
фрагменты, и все его творчество в целом — один большой фрагмент. Поэтому неслучайно,
что при их чтении мы сталкиваемся с такой зыбкостью формы и содержания... При этом
страницы, которые мы читаем, отличаются исключительной полнотой, казалось бы, в
них все есть. Чтение этих вещей утомляет нас не
потому, что в них сосуществуют различные интерпретации, но в силу того, что
каждая тема может возникать в них как с положительным, так и с отрицательным
знаком. Мир Кафки является миром надежды и одновременно обреченным миром. Этот
всегда открытый и бесконечный мир является миром несправедливости и вины. О его
произведениях можно сказать то, что сам Кафка говорит об изучении религии: "Это
познание ведет к вечной жизни и вместе с тем является препятствием к ней”. Все в
его рассказах является препятствием, но может в любой момент стать средством.
Немного существует в литературе столь мрачных текстов, которые в то же время
готовы стать своей противоположностью — триумфом и свечением надежды. Негативное
имеет возможность стать позитивным, возможность, которая на самом деле
никогда не реализуется и сквозь которую проглядывает ее противоположность. Кафка как бы постоянно находится в
поисках утверждения, но прийти к нему он хочет посредством отрицания; как только
начинают вырисовываться контуры этого утверждения, оно становится ложным. Но
когда одно утверждение исключается, становится возможным новое утверждение.
Поэтому о мире Кафки нельзя говорить, что он лишен трансцендентности или что
он ей пренебрегает. Трансцендентное в этом мире есть утверждение, которое
может утверждаться лишь посредством отрицания. Оно существует в силу самого
факта его отрицания, оно есть потому, что его нет. Мертвый бог берет в этих
произведениях реванш за свою смерть. Ибо смерть не лишает его ни могущества, ни
бесконечной власти, ни непогрешимости: он имеет еще более устрашающий вид, так что
нет никакой возможности его победить. Старый комендант умер, а машина
продолжает жить; в нее можно внести лишь поверхностные изменения. Двусмысленность
негативного есть двусмысленность смерти. Смерть бога напоминает об истине
еще более жестокой — смерть невозможна. Охотник Гракх жив и мертв одновременно.
Настоящая смерть не приходит к нему, и в этом его несчастье. Нет возможности
покончить со смыслом вещей и с надеждой: такова истина, из которой западный
человек сделал символ счастья и бессмертия, компенсирующего жизнь. Это бессмертие и
есть наша жизнь. ...Рассказы Кафки принадлежат к числу
наиболее черных в истории литературы. Они подвергают надежду самым мучительным
испытаниям не потому, что не на что надеяться, но потому, что всегда есть на
что надеяться. В море любой, самой полной, катастрофы есть островок,
относительно которого нельзя знать, что он в себе скрывает — надежду или ее полную
противоположность. Недостаточно, чтобы бог сам подчинился собственному закону:
нужно ждать его воскресения и возвращения его непостижимой справедливости. После
пародии на правосудие Иосиф К., герой романа "Процесс”, умирает в пустынном
пригороде, где два человека молча приводят приговор в исполнение. Но этого — того,
что К. умер "как собака” — недостаточно. Стыд за безмерность вины, в которой он
не виноват, заставляет его пережить смерть, обрекая его на жизнь, как и на
смерть. | |
Просмотров: 724 | | |
Всего комментариев: 0 | |