|
|
Одноактная
и многоактная пьесы - разные миры. Есть темы, проблемы, характеры и
т.д. только для одноактной пьесы. В одноактной пьесе иной, чем в
многоактной, способ исследования предмета изображения. Она требует
совсем иного инструмента, совершенно особой, ювелирной работы. Одноактная пьеса, на мой взгляд, всегда новое, всегда поиск. Многоактную сделать легче, она более традиционна. Я
не могу разъять одноактную пьесу на части, элементы, проанализировать
её особенности. И всё же. Сюжет должен быть острым и незатейливым.
Персонажей немного, их отношения - ножевые, поэтому сюжет крутить не
надо. На основное, конкретное действие накладывается один слой, другой
- смысловой, образный - и так далее до бесконечности. В микродействии,
микродетали - много-много миров. Важно создать ощущение жизни и
сохранить её движение. Предъявляет ли одноактная пьеса особые требования драматургу? Да.
Когда пишу одноактную пьесу, я перестраиваю свое сознание. Одноактная
пьеса для меня более театральное действо, чем многоактная. Они -
одноактные - менее списаны с реальности, больше с выходом в космос. Мне
кажется, что в сжатом пространстве одноактной пьесы, в краткости её
течения невозможно натуралистическое отражение жизни. Поэтому я
использую фарс, гротеск - все, что считаю нужным, все, что могу. Иначе
говоря, использую все виды исследования, доступные мне как автору. Главное
в одноактной пьесе - время, течение времени. Оно может совпадать с
реальным и может совершенно не совпадать. Все временные пласты
чувствуются здесь так остро, как нигде. Одна из возможностей и
особенностей работы писателя в одноактной пьесе - его "игра со
временем". В моём пьесе "Ехай" поезд остановлен внезапно в поле. В
реальности он не может стоять так долго. Но этого вопроса не возникает.
Нарушены, казалось бы, все законы реализма - я останавливаю время, - и
в диалогах начинается развитие жизни, идут временные сдвиги и
наслоения. И тут нельзя разорвать действие. Сделай антракт - все
кончено. А в непрерывности действия я могу длить его столько, сколько
хочу, сколько необходимо. Важно выразить зерно характера. Одноактная пьеса проверяет и являет все мастерство драматурга. Есть
идеал - маленькие трагедии А.Пушкина. Все знают или, по крайней мере,
чувствуют, что их простота - это обман: все так просто, а за этим -
бездны...
"Советская Россия", 1989 |
|