| Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРА |
«Откуда есть пошла» русская стиховая культура? Когда были написаны первые стихи на русском языке? Появились они самостоятельно или под влиянием каких-либо старших иноязычных версификаций? Эти и сопредельные вопросы встают перед нами, стоит только задуматься об истоках отечественной стиховой культуры. Традиционно принято считать: русский стих как таковой зарождается в недрах устного народного творчества, преимущественно в песенных его жанрах и, менее отчетливо, в говорных. Из глубины веков до наших дней дошел, разумеется, не сам гипотетический стих, не отличающийся регулярностью и в завершающих традицию фольклорных текстах, но лишь его прообраз, отделяющий речь бытовую, разговорную от речи искусственной, сопровождаемой напевом, как в песне, или размеренной, эпизодически украшаемой рифмой, как в сказке. Многочисленные попытки описать ритмический строй памятников устной поэзии при помощи понятий литературных систем стихосложения – силлабики, тоники или силлабо-тоники – положительных результатов не дали. Полное равнодушие к стихосложению, более того, отсутствие самого представления о нем у народных сказителей наталкивает на мысль о стихийном, самопроизвольном происхождении мерной речи в произведениях устной поэзии. Создание стиха так же немыслимо без стихового намерения, как его восприятие без представления о стихе, пусть и в самом общем виде, без его ожидания и, наконец, без специфического переживания удовлетворения этого ожидания. Ни того, ни другого, ни третьего фольклорные тексты не предполагают. Поэтому можно говорить лишь о стихийном, неосознанном накоплении потенциально-стихотворных элементов ритмически урегулированной речи, которые со временем преобразуются в собственно стих. Это был длительный, подспудно развивающийся процесс постепенного накопления и поляризации структурно противоположных элементов речевой организации. Те элементы, которые осознавались в качестве «украшений» и тем самым способствовали отделению речи художественной, искусной от нехудожественной, бытовой, могут рассматриваться как потенциально-стихотворные, и, наоборот, элементы, художественно моделирующие разговорную речь, - как потенциально-прозаические. Те и другие содержатся в речевой структуре памятников фольклора, которая не может быть однозначно определена ни как стих, ни как проза, и представляют собой их синкретическое единство. Постепенно в устной народной поэзии выделяются жанровые ассоциации, в которых доминирующее положение занимают потенциально-стихотворные элементы (песни, былины, пословицы, поговорки, загадки) либо потенциально-прозаические (сказки). В первых канонизация системы параллелизмов и звуковых повторов в начале и конце элементарных синаксических звеньев, на которые членился текст, приводит к развитию музыкально-речевого и речевого стиха, во вторых – отказ от них – к образованию противоположных им прозаических форм. У самых своих истоков русское народное стихосложение представляло два типа, развитие которых шло параллельно: 1. Музыкально-речевое. 2. Речевое. Ритмическая организация народной песни основывалась на гармоническом слиянии незамысловатого музыкального напева и соответствующего ему словесного текста. Последний отличается синтаксическим, интонационным и грамматическим параллелизмом, благодаря чему легко и естественно членился на соизмеримые отрезки – кОлоны – потенциальные стихи:
Не шуми, мати зеленая дубрава, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати, Как заутра мне, доброму молодцу, в допросе быть, Перед судом стоять, перед самим царем.
Чем однообразнее, регулярнее была мелодическая основа песни, тем строже и правильнее в ритмическом отношении выстраивались словесные ряды; предельный случай такого рода – стихийные хореи плясовых песен:
Айвы, сени, мои сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые…
Речевая разновидность устного народного стиха формировалась в произведениях говорных жанров: в пословицах, поговорках, загадках, присказках, заговорах, сказках и пр., которые создавались, передавались и исполнялись без участия музыки. Главным стихообразующим фактором в них была звуко-смысловая игра слов, образующая на конце синаксических рядов сначала эпизодическую, а затем регулярную рифму:
1. Гуси летят с Руси, сороки с Запороги. 2. Людская молва, что морская волна. 3. Где был сад, тут стал ад, а где море, там горе. 4. Зять любит взять, а тесть любит честь.
5. Пышка-лепешка В печи сидела, На нас глядела, В рот захотела. Дайте нам кишку с локоть, Чтобы серым не слопать! Дайте нам ломоть пирога Во все коровьи рога!
6. Два брата камень секут, Две сестры в окошко глядят, Две свекрови в воротах стоят. Ты, свекор, воротись, А ты, кровь, утолись; Ты, брат, смирись, А ты, кровь, запрись. Брат бежит, Сестра кричит, Свекор ворчит. А будь мое слово крепко на утихание крови у раба такого-то, по сей час, по сию минуту!
7. Начинается сказка от сивки, от бурки, От вещей каурки. На море, на Океане, На острове, на Буяне Стоит бык печеный, Возле него лук толченый; И шли три молодца… (А. Афанасьев. Народные русские сказки).
Приблизительно ту же картину мы наблюдаем и в древнерусской довиршевой литературе, памятник которой, подобно фольклорным текстам, представляют собой синкретически нерасчленимое единство потенциально-стихотворных и потенциально-прозаических структурных элементов. Отвечая на вопрос: стихами или прозой написано «Слово о полку Игореве», Д. Лихачев высказывает плодотворную идею: выдающийся памятник отечественной поэзии видится ему системой композиционно-речевых блоков, отличающихся разной степенью синтаксического параллелизма, а следовательно, и ритмической урегулированности. Фрагменты, ритмическая упорядоченность которых основывается на синтаксическом параллелизме, а также на звуковых и грамматических повторах, могут быть названы потенциально-стихотворными. Другие фрагменты, в которых параллелизм и повторы значимо отсутствуют, логичнее отнести к потенциально-прозаическим. Сочетание тех и других характеризует практически все многочисленные жанры русской средневековой литературы: летописные сказания, жития, хожения, проповеди, молитвы, воинские повести и проч. Приблизительно на стыке 16-17 вв. стих и проза в русской литературе поляризуются и начинают жить своей обособленной жизнью. Для обозначения стиха привлекается пришедший с Запада термин «вирши». Впервые он появился в 1626 г. в Летописной книге, автор которой либо князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, либо Семен Шаховской:
Начало виршем, Мятежным вещем, Их же разумно прочитаем И слагателя книги сей потом уразумеваем…
Знаменательно, что это был и первый прецедент графического обособления стиховых рядов. Так завершилась предыстория отечественной стихотворной культуры и началась ее блистательная история.
© к.ф.н. О. И. Федотов
| |
| Просмотров: 13 | | |
| Всего комментариев: 0 | |
