Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРА

Славянофилы

Славянофилы – направление русской общественной мысли. На «литературные партии» (Н.Страхов) западников и славянофилов в конце 1830-х гг. раскололось мыслящее общество. Наиболее значительные славянофилы – Алексей Хомяков, братья Киреевские Петр и Иван, братья Аксаковы Константин и Иван.

У славянофилов нашла наиболее полное выражение романтическая идея оригинальности исторического пути каждой нации, хотя о самобытности русской культуры говорили и до славянофилов – в 1800-1810-х гг. деятели «Беседы любителей русского слова», главу которой А.Шишкова впервые и назвали «славянофилом», в 1810-1820-х гг. – декабристы и близкие к ним; декабристы во многом воспринимались как предшественники славянофилов. Одновременно с П.Чаадаевым и в споре с ним славянофилы пытались понять особенность положения России в мировой истории. Особенностью русских славянофилов сочли отсутствие присущей западным рассудочности, безошибочный нравственный инстинкт, способность к праведной «соборной», коллективной жизни; притом русские в большей, чем другие нации, способны воспринять все лучшее, созданное другими; поэтому русскому народу назначена мессианская роль – возродить в мире истинное христианство, утраченное Западом. Идеи славянофилов впервые отчетливо сформулированы ок. 1838-1840 гг. в статьях Хомякова «О старом и новом» и И.Киреевского «В ответ Хомякову».

Усвоившие в 1820-х гг. положения романтической эстетики об искусстве как самостоятельной духовной ценности, славянофилы тем не менее на практике часто отводили литературе служебную роль средства пропаганды. Отсюда, между прочим, неприятие почти всей наличной русской литературы (исключение делалось для немногих – Н.Гоголя, С.Аксакова). Образованная часть русского общества – «публика», как её называли славянофилы, - оторвана от «народа», современная же – личностная, а не «народная» - литература пишется «публикой» и для «публики», так, М.Лермонтов и Л.Толстой заняты переживаниями безнравственных эгоистов. Здесь в 1840-х гг. главным оппонентом славянофилов был В.Белинский: именно с славянофилами он спорил, доказывая народность «Евгения Онегина» - романа из жизни высшего, космополитически образованного сословия, человеческую значительность и своеобразную правоту «страдающих эгоистов» - Онегина и Печорина. Наиболее заметное в литературной продукции самих славянофилов – поэзия Хомякова и Ив.Аксакова, подчеркнуто «содержательная», нередко эффектная как добротная риторика.

Среди бесспорных литературных заслуг славянофилов – то, что они обратили внимание общества на эстетическую ценность древнерусского искусства, которое в 18-19 вв. для большинства, скажем, для Белинского, не стоило внимания как порождение времен варварства.

Славянофилы критически относились к современной государственной жизни России, к крепостному праву и бюрократии, сравнивая существующее положение вещей со своим идеалом общества, основанного на христианской любви. Хомяков в стихотворении «России» впервые отделил понятие «Родина» от понятия «государство», противопоставив материальной силе духовные ценности; в лермонтовской «Родине» есть диалог именно с этими стихами Хомякова. Правительство Николая I не без основания считало славянофилов своими злейшими врагами; цензура преследовала славянофилов даже упорнее, чем социалистов-западников, и славянофилы в 30-х – первой половине 50-х гг. практически не имели возможности высказываться в печати. Основные периодические издпния славянофилов: журнал «Русская беседа», газеты Ив.аксакова «День» и «Русь». Славянофилы А.Кошелев и Ю.Самарин приняли участие в подготовке реформ 1860-х гг.

© Г.Зыкова

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: diana (29.03.2017)
Просмотров: 389 | Теги: славянофилы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]