Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ

Образ тела как психологический феномен

Образ тела как психологический феномен

 

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве

одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже

Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова

Е.Т. и др.).

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья

структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация,

психологическое время личности, социальное пространство личности,

реализуемое через права и обязанности.

Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой

разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением,

которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании

отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность

себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация.

Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство

отождествленности, но и сознательное понимание личности.

Неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей

культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно

перестает удовлетворять.

Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих

шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое

затруднение - не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.

Не стоит забывать о том, что человек ощущает реальность мира только

через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно

очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние

тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в

движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех

процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение

подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет

дыхание человека.

Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в течение

всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и

формировать его осознанно. Веками был известен тот факт, что с помощью

дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на

состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в

древних культурах Востока, варьировались от активных вмешательств в

дыхательный процесс до методов духовных практик. Во многих случаях работа

с дыханием проводилась ради достижения состояния "просветления" или для

приближения человека к Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты

переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма, или в результате

перехватывания дыхания при зажатии сонных артерий. Глубокие изменения в

состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания -

гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих

приемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно найти в

древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Более утонченные методы

занимают особое место в практике буддизма.

Иногда подобные приемы усиливают релаксацию, причем настолько, что

вызывают галлюцинации. Случаются сильные переживания, связанные с приливом

чувства любви ко всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы не

ставим себе целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но

тем не менее не отрицаем обширных возможностей методов холотропного

дыхания в работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как

средства, помогающего большей идентификации сознания человека и его тела.

Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное,

легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которым руководствуются

представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотря на то, что

существуют расхождения во мнениях относительно других методов в разных

направлениях этого вида терапии.

По мнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание и

подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к

осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой

для других систем, но и само регулируется различными влияниями.

Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с

дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким

образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом.

Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс

шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием

наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Шизофрения

первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще

всего развивается в подростковом возрасте.

Характерной особенностью подростков является повышенное внимание к

своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает похожими

на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду.

Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки

для частого недовольства своей внешностью.

Воспитываясь даже в полной семье, в которой для его развития созданы

все необходимые условия, ребенок тем не менее сталкивается с трудностями

формирования положительного образа своего тела.

Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые

противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы

нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает

реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное

здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае

образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.

В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и

негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря

присутствию образа желаемого.

Образ бывает опасен на социальном уровне, где его функция открыто

признается, и при личном конфликте. Это заметно в семье, где мужчина

стремиться исполнить свое представление об отцовстве, противопоставляя его

потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы

соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение

Я, чувство отождествленности и контакт с реальностью.

Особенные проблемы могут возникнуть у детей, воспитывающихся в

обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного, чувственного

начала. Часто в результате неправильного воспитания подросток ведет себя

как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Чтобы решать

проблему шизоидов, в образовании и терапии необходимо совмещать

эмоциональное и ментальное развитие, стараться работать с телом так же,

как и с интеллектом. Стоит понять, что спонтанность и удовольствие очень

важны для продуктивной и творческой жизни.

 

 ©Коростелина А.В.

 

Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: diana (22.08.2017)
Просмотров: 418 | Теги: образ тела | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]