ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, постколониальные штудии
совокупность методологически и дисциплинарно гетерогенных, но
тематически взаимосвязанных концептуальных дискурсов, осознающих себя в
единой рамке (сети) критических проектов и программ, направленных на
преодоление последствий экономической, политической, но прежде всего
культурной и интеллектуальной зависимости "незападного мира" от
"западных" образцов и прототипов. В странах Западной Европы и Северной
Америки П.И. локализированы по-преимуществу в академических и
университетских границах и принимают форму научной теории -
"постколониальные штудии". В "незападном мире" они реализуются прежде
всего через литературное творчество и эссеистскую критику.
Исследовательские группы, ориентирующиеся на постколониальные типы
дискурсов, существуют и в "постсоветском пространстве" - в Беларуси и
Украине. Принято считать, что "взрыв постколониальности" произошел в
1979, после выхода в свет книги Э.Саида "Ориентализм". Дискурс
ориентализма, согласно Саиду, представляет собой сложный комплекс
знания-власти, выработанный на протяжении нескольких веков в
европейской традиции ("Западом") относительно "Востока" и тесно
связанный с (нео)колониальными практиками, синхронизированными, в
конечном итоге, с ним. Контролируя процессы производства знания, страны
"Запада" смогли выработать и навязать "Востоку" такой образ его
идентичности, в которой ему изначально отводилось зависимое и
подчиненное положение. Несмотря на чуть ли не всеобщее возмущение и
развернутую критику книги Саида учеными-ориенталистами, она сразу же
заняла место "культового текста" в П.И. Тем самым был задан основной
вектор концептуального развития последних - объединение "высокой
западной теории" (в случае Саида - идеи знания-власти Фуко) и
незападной реальности, причем такое объединение, которое давало бы
возможность оборачивать теории "Запада" против его же властно-знаниевых
стратегий. "Запад" превращается в П.И. в объект рассмотрения, анализа и
деконструкции. Другим основателем П.И. считается Г.Спивак, которая в
1985 адресовала западным интеллектуалам радикальный вопрос "Can the
subaltern speak?" - "Может ли угнетенный (подчиненный) говорить?" - в
одноименном тексте, который также стал постколониальной классикой. Этот
вопрос вызревал с начала 1980-х в небольшой исследовательской группе,
которая обозначила себя как Subaltern Studies group - группа
исследований угнетения (подчинения). Ответ Спивак был абсолютно
прозрачен: угнетенный (подчиненный) говорить не в состоянии, он не
имеет возможности "пробиться", "возвысить" свой голос до уровня
репрезентации. В силу этого, за него и от его имени всегда
говорят-репрезентируют Другие. Третьим основателем П.И. стал Г.Бгабха.
В своих работах, собранных в книге "Локализации культуры", он
сформулировал несколько идей, которые оказались стержневыми для
понимания "постколониальности". Это идеи гибридности и различия
(различности) - разнообразия. Являясь методологически и дисциплинарно
гетерогенным, дискурс постколониальности объединен тематизацией и
актуализацией разнообразных различаемых Инаковых (Иных), которым в
западной традиции отказано в праве голоса, анализом опыта подчинения
(угнетения), а тем самым и колонизации (которая и есть по сути
подчинение-угнетение), а также признанием современного
интеллектуального состояния "постколониальным". Формально слово
"постколониальный" означает временной период - период "после
колониализма", что обычно интерпретируется как "период после получения
независимости той или иной страной или территорией". Это достижение
независимости, как отмечала Л.Гандги, часто сопровождается "волей к
забыванию" колониального прошлого, попыткой вместо истории подчинения
(угнетения) выдвинуть на авансцену историю героического сопротивления
или даже самодостаточный, замкнутый нарратив национального, в котором
колонизатор или занимает маргинальное место, или вообще не существует.
В этом контексте П.И. можно рассматривать как теоретическое
сопротивление такого рода амнезии, как проект "вспоминания"
("припоминания") и переосмысливания колониального прошлого, как
реконструкцию всей амбивалентности взаимоотношений колонизатора и
колонизированного, которые включают не только опыт подчинения
(угнетения) и сопротивления, но и опыт взаимозависимости и симбиоза.
Термин "постколониальность" представляется временным маркером, который
обозначает период и (или) процесс деколонизации, дискурс, который
сопровождает этот процесс. Таким образом "пост-" в П.И. ориентирует
вовсе не во времени: "пост-" означает определенную позицию,
определенный ракурс видения, из которого опознаются и анализируются
разноаспектные проблемы: протоколониальные, колониальные и
после-колониальные. Приставка "пост-" играет роль жеста, с помощью
которого очищается ("опустошается" в смысле де-конструктивистски
очищается) пространство для методологической рефлексии и теоретической
критики, - пространство, до сих пор донельзя заполненное колониальными
доминациями и номинациями, как и антиколониальной борьбой. Рядом с
двумя привычными фигурантами - колонизатором и колонизированным -
появляется еще один персонаж - постколониальный критик. И именно ему мы
обязаны появлением постколониального дискурса. В связи с этим под
постколониальностью обычно понимается определенное пространство
субъектных позиций, в которых и из которых развертываются
разноаспектные рефлексивно-критические проекты и программы,
принципиально отличные как от направленных на колонизацию, так и
продуцируемых с позиций уже колонизированных. Таким образом, в П.И.
органически включены: 1) проект деконструкции "Запада" как субъекта
имперского дискурса, программа демаскирования его претензий на
универсальность, фундированная критика исторической и культурной
ограниченности "западных" моделей; "Запад" рассматривается при этом как
Великий Колонизатор; 2) проект легитимации противо-дискурсов, программа
выработки и рефлексии различных антиколониальных стратегий; здесь
тематически выделяется проблематика антиколониального национализма,
который вписывается в общую картину асинхронной модернизации; 3) проект
метаязыка для постколониальной ситуации. Практики постколониального
письма породили то, что может быть названо постколониальной
литературой. Задача "нового" интеллектуала в этом контексте выглядит
достаточно утопичной - выработка "неподеленного" языка или дискурса,
который не базировался бы на трагическом разломе между колонизатором и
колонизированным, но и не игнорировал бы этот разлом. Чтобы реализовать
эту задачу, постколониальный критик вынужден перемещаться (скользить)
по краям как колониальных, так и антиколониальных текстов, читать их не
"против", а навстречу. Он обнаруживает себя в "пограничье", "между".
Его субъектность зачастую не совпадает с институциональной позицией, а
географическая локализация противоречит и первому и второму. Этот
интеллектуальный протеизм, везде-себя-нахождение, полифоничность,
полидискурсивность постколониального критика имеет на другом полюсе -
уже не интеллектуальном, а социокультурном - ситуацию укорененности в
конкретный культурный контекст, ситуацию конкретного выбора: страны,
идентичности, культурной традиции. В сферу адаптированных и
использованых в П.И. методологий входили в разное время
экзистенциализм, (нео)марксизм, психоанализ, структурализм и
постструктурализм. В свою очередь, идеи и проблемы П.И. "проникли" в
пограничные дисциплины и дискурсы и существуют там на правах
"собственной проблематики". П.И. считаются одним из базовых критических
дискурсов современности (постсовременности), наряду с постмодернизмом и
феминизмом. В Украине в центре постколониального анализа находятся
практики культурного колониализма. Последний понимается при этом как
"комплекс идеологий, практик, риторических стратегий (обеспечиваемых
соответствующей институционализацией), направленных на поддержку
политической и экономической власти-гегемонии (термин Грамши) через
создание и "натурализацию" оппозиций: универсальное - местное (как
локальное), общечеловеческое - частное (этнографическое), модерновое
(перспективное) - отсталое (внеисторическое), ответственное (взрослое)
- несамостоятельное (подростковое), в которых первый термин каждой пары
оценивается позитивно и является атрибутом метрополии, а второй -
негативно - как принадлежащий колонии. Метрополия стремится при этом
присвоить себе то, что высоко ценится по мировой шкале культурных
ценностей, в том числе и мифы про "первородство". В то же время
культурный колониализм свойственен культуре колонизированного не менее,
чем культуре колонизатора (М.Павлышин). В Беларуси соответствующие
исследования акцентированы на проблематике маргинальности,
репрессированной идентичности, транскультурности и "войны культур".
И.М. Бобков
Источник: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/608.php |