Главная » Статьи » ТЕАТР |
Адыги — народ с богатейшей историей и традицией. В традиционной адыгской культуре много разнообразных видов народного творчества. Это музыка, народная хореография, поэтическое творчество, вершиной которого стал Нартский эпос; и, конечно, это развитая обрядовость. Обрядовая культура была основой духовной жизни народа, поэтому театральное искусство всегда обладало магической привлекательностью для адыгов. В ходе Кавказской войны, длившейся на протяжении почти всего XIX века, огромное количество адыгов покинуло родину, и народ переживал глубокую депрессию. В начале ХХ века представители адыгской аристократии создали в Екатеринодаре (теперь Краснодар) Черкесское благотворительное общество. Его целью было оказание благотворительной помощи нуждающимся, а также поднятие образовательного уровня и сохранение культуры адыгов. Образование Черкесского благотворительного общества дало надежду на возрождение народа и его культуры. Объединяющим началом стало театральное искусство. Путем осмысления и переработки этнического материала народ воссоздал свой обрядовый, а затем создал профессиональный театр. 18 (31) января 1908 года Общество представило первое театрализованное представление. Оно состояло из нескольких сцен, но имело удивительный эффект. А 2(15) января 1914 года уже был показан полноценный спектакль — черкесская легенда «Наезд Кунчука»: «В спектакле было представлено во всем многообразии адыгейское национальное искусство: исполнение мелодий на народных инструментах, изящные групповые и парные танцы, пляска джигитов, фехтование (бой с кинжалами). Девушки исполняли турецкие танцы в гареме паши. Динамично были поставлены массовые сцены сражения в крепости и у реки. Спектакль, как это видно по сохранившемуся фотоальбому и либретто, был оформлен со вкусом. Особое внимание привлекали декорации, вышитые на шелке самими участницами постановки, и замечательные костюмы, также изготовленные самодеятельными актерами. … Это было целое театрализованное представление, охватывающее различные стороны жизни и быта народа», — писал в статье «Первый удар гонга. Из истории адыгейского театра» журналист Х. Беретарь. В Национальном музее сохранились фотографии этих постановок. Действие происходило на фоне величественных Кавказских гор, вышитых на голубом шелке золотистыми нитками. Мужчины-воины были одеты в кольчуги, вооружены старинными адыгскими ружьями, саблями и кинжалами; женщины выступали в национальных платьях «сае» с украшениями. Мизансцены, запечатленные на фотографиях, зрелищны и композиционно выстроены. В первой постановке показывались элементы обрядовой культуры. Вторая была инсценировкой адыгского прозаического произведения, написанного на известный в народе исторический сюжет. О постановке, состоявшейся 2 января 1914 года, в статье «Первые шаги» написал один из первых профессиональных актеров адыгейского театра М. Шовгенов со слов одного из участников спектакля, Хачака Шумафа из аула Старо-Бжегокай, который рассказал: «…Я играл одного из товарищей Кунчука по имени Ельмырз. Роли Кунчука и Гюль играли сестра и брат. Она не хотела играть с другим. Ведь по ходу спектакля Кунчук обнимал ее, и она должна была обнять его. Много адыгов приходило на спектакль. Мы не разговаривали на сцене, как вы, а ходили, руками показывали, танцевали, дрались на саблях, пели «гъыбз» (песня-плач — Ш. М.). Мы играли в своих костюмах». В том спектакле играли не профессиональные актеры, а адыгские аристократы, известные в народе представители высших родов. До сих пор неизвестно, кто был его режиссером. Эти сценические опыты стали, с одной стороны, продолжением традиций обрядового народного театра, с другой — предпосылкой к созданию профессионального театра, который открыл свой первый сезон в 1937 году. Нафисэт ШХАЛАХОВА Источник: http://www.rosculture.ru/mosaic/item5409/ | |
Просмотров: 1800 | | |
Всего комментариев: 0 | |