Главная » Статьи » ТЕАТР |
Петр Фоменко. Одноактная пьеса
Одноактная пьеса предъявляет к режиссерам и актерам высокие требования. Строго ограничивая предмет изучения, она требует строжайшей дисциплины исследования и еще более точного, чем многоактная пьеса, определения намерений постановщика. Современные одноактные пьесы очень разные. Все бесконечно индивидуально. Все упирается в автора - как он подходит к теме. В одноактной пьесе особенно важно уловить актерскую интонацию. Жанровое многоцветье строго реалистических "Четырех капель" Розова и гротесковая гиперболизация страданий "несчастных, скудно живущих и думающих" людей в пьесах Петрушевской, логика абсурда в театре Бэккета и абсурд логики в "Трилогии о Лисе" Мрожека. Пьесы Злотникова - сильнейшее раскрытие абсурда повседневной жизни. Сегодня театр одноактной пьесы - это театр, необыкновенно чувствующий время. Поэтому очень важно точно определить жанровую неповторимость одноактной пьесы, над которой режиссер работает. Может быть, даже не по автору, а в контексте сегодняшнего дня. И обязательно найти соразмерность жанра теме и идее пьесы. Жанровая палитра малой драматургии богата - от фарса-бурлеска до трагикомедии и мелодрамы. Надо только брать суть жанра, а не скользить по напластованиям. Скажем, мелодрама погружает зрителя в самую глубину чувств, раскрывает их поэтичность. Ведь если романы Достоевского, например, можно отнести к жанру детектива, то произведения Гюго - это еще и мелодрама. Общее положение - в единицу времени нужно дать максимум информации. В одноактной пьесе этих единиц черезвычайно мало. Поэтому сюжет, интрига должны быть прочерчены очень точно. Никто не отменял и не отменит искусства интриги. Перед актерами одноактная пьеса ставит в принципе те же задачи, что и большая пьеса. Но дисциплина и организация каждого мгновения роли, предельная внутренняя концентрированность в малой пьесе особенно необходимы. И что абсолютно обязательно в одноактной пьесе - восстановление пропущенных звеньев. Миниатюра, как и любая драматургия, заключает в себе процесс, развитие действия. В произведении должна прослежена цепочка: завязка, развитие, кульминация, финал. Выявление этого процесса - важнейшая для режиссера задача. Он должен добиваться от актера её решения, хотя последнему это не всегда кажется обязательным. Актеру надо уметь найти в одноактной пьесе "многоактное существование". Для этого надо создать "роман жизни". Сегодня строительным материалом для актера является его собственная судьба. Отсюда и материал для "романа жизни" образа. Также важно для актера владение разными жанрами, многожанровость, способность к переключению из одного жанра в другой - в этом сила актера. Сегодня к тому же это необходимость. Рентгеноскопичность одноактной пьесы имеет и еще одно свойство: оно мгновенно проявляет культуру актера. Не просто исполнительскую, а общую культуру, его суть, его духовность. Чем выше автор - тем более высокая требуется в измерении одноактной пьесы культура и профессиональная вооруженность артиста. Да и собственно культура одноактного спектакля должна быть очень высокой во всех звеньях. На что настраивать, нацеливать актеров? На особо тщательное изучение пьесы и всего материала. На исследование по всем параметрам, как в больой пьесе, только еще более строгое, скрупулезное. И обязательно на изучение жизненного материалаю Думается, ключ к успеху в "Игроках" был в том, что исполнители три месяца изучали "дело" - что за игра, кто играет, какие карты и т.д. В малой пьесе никакая яркость формы не сможет закрыть актерские пустоты. Ошибочность думать, что можно сыграть одноактную пьесу трюками. Спрятаться здесь не за что - ни за сюжет, ни за графику действия, ни за эпатаж. В малой драматургии все решает актер. Но чем точнее и сильнее работы актеров, тем выше требования к режиссуре - к форме. Петр Фоменко. "Советская Россия", 1989 | |
Просмотров: 4591 | | |
Всего комментариев: 0 | |