Главная » Статьи » ТЕАТР

ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ МАРИИ ЕРМОЛОВОЙ
ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ МАРИИ ЕРМОЛОВОЙ

Они любить и мёртвых не умеют

Однажды, гуляя возле церкви Рождества Богородицы во Владыкине, я буквально наткнулась на странный мемориальный знак. Это была деревянная дощечка на обломке шиферной, что ли, полоски, торчавшей прямо из-под земли, без бугорка и без ограды, которая оповещала: здесь похоронены великая русская артистка Мария Николаевна Ермолова и её родные. Буря вопросов и недоумения: величайшая русская театральная актриса, её имя с детства знакомо любому россиянину, а величественный её облик всем известен по портрету кисти В. Серова, краса и гордость трагического искусства драмы, её могила находится, как написано во всех справочниках и путеводителях, на почётном Новодевичьем кладбище – а что же здесь, у этой окраинной церквушки? И почему такая пронзительная убогость «памятного знака», необозначенность самого захоронения – просто голая ровная земля с чахлой травкой и валяющимся там и сям мусором?.. Боль эта не отпускала меня всё то время, что я выясняла обстоятельства этой необычной и в то же время очень характерной истории, не отпускает и по сей день.

…Есть неустранимая трагичность в судьбе актёров театра. Театральная жизнь по природе своей эфемерна. Тот, кто не видел Ермолову на сцене, может лишь очень приблизительно представить её себе по откликам в печати и мемуарам современников, по отдельным фактам её сценической биографии. И – причудливым образом эта эфемерность, исчезающая текучесть театрального таланта отразилась на ней и после её смерти, в печальной судьбе её могилы.

Начать, наверное, надо с похорон. Это была грандиозная демонстрация человеческой любви к великой артистке и замечательному человеку. Траурная процессия тянулась по всей Москве. Её отпевали в храме Большого Вознесения неподалёку от её дома на Тверском. И кто отпевал – представители высшего духовенства Русской православной церкви во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием. Известный театровед Б. Любимов отмечает беспрецедентность его: актрису отпевает сам глава церкви! В числе служивших панихиду был и митрополит Трифон, который, по его собственному признанию, принял монашеский постриг под влиянием Ермоловой.

Похоронили Марию Николаевну согласно её завещанию на кладбище во Владыкине, рядом с могилами её близких. Во Владыкине Ермолова часто проводила лето, вообще любила это село и заранее купила здесь на кладбище два места. И вот теперь началась трагедия трагической артистки уже после смерти.

В конце 1930-х кладбище во Владыкине снесли. Прах Марии Николаевны Ермоловой был перенесён в Москву и погребён на кладбище Новодевичьего монастыря. Согласно устным рассказам очевидцев, была перезахоронена лишь кость руки Марии Николаевны. Прах её родных был перенесён на Долгопрудненское кладбище; как сказал батюшка, «положили по косточке в каждую могилку».

Власти не привыкли считать с волей умершего и с православными обычаями. С одной стороны, провозглашали, что со смертью кончается всякое существование человека, – и тогда какая разница, что происходит с телом? С другой стороны, советский менталитет сотворил особую, языческую, идолопоклонническую форму почитания умерших: почётные кладбища, где хоронят не всех, а только «особо отличившихся». Сейчас это кладбище Новодевичьего монастыря – второе «по почётности». А первым, как известно, стала Красная площадь… Какое-то неоегипетское отношение к телам умерших.

Переносом останков Ермоловой на Новодевичье хотели как будто её почтить, ввести в советский светский пантеон особо почитаемых покойников. Что получилось на деле? Часть праха осталась на прежнем месте, и одна сердобольная женщина на свои средства и по своей инициативе отметила это место дощечкой, о которой я рассказала в начале своего повествования, – отметила как могла и как сумела. Получилось, что теперь в Москве существуют две могилы Марии Ермоловой – у Владыкинской церкви и на Новодевичьем кладбище. Ситуация невозможная и чудовищная для православного человека. Необходимо что-то сделать – но что? Не заниматься же вновь гробокопательством.

Я обращалась всюду, где, казалось мне, должны были хоть что-то предпринять по этому поводу. И везде встречала в лучшем случае непонимание, в худшем – агрессию в мой собственный адрес.

…В ХХ веке тема смерти стала как бы запретной. Люди не хотят о ней ни говорить, ни думать, слишком страшно, хотя памятование о смерти – обязанность каждого христианина. И это забвение смерти особым образом коснулось России. Потому-то русские кладбища находятся в таком безобразном состоянии, невиданном прежде.

Конечно, радикально уже ничего не исправить. Есть, увы, вещи непоправимые, как сама смерть. Но можно было бы сделать так: установить около Владыкинской церкви приличный и достойный памятный знак с надписью: «Здесь БЫЛА похоронена…» – и хоть как-то, холмиком или оградкой, отметить это место. Но у меня лично средств на это нет. Для организации это было бы совсем недорогим мероприятием, но никто этим заниматься не хочет. Никто – ни Дом-музей М.Н. Ермоловой, ни Союз театральных деятелей. Никто… И в бессилии опускаются руки. Господи, вразуми Россию. Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоей Марии там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

А. Яковлева


Категория: ТЕАТР | Добавил: diana (03.05.2010)
Просмотров: 1747 | Теги: история, театр | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]